Пробный урок, модуль 1

Начинающие специалисты часто сталкиваются трудностями в грамотном определении проблемного поведения и исключении переменных, которые 
к проблемному поведению не относятся. Сложность вопроса коррекции нежелательного поведения, особенно у детей и взрослых людей с диагнозом расстройства аутистического спектра (РАС) порождает ряд мифов на данную тему:

Миф №1. «Проблемное поведение сопутствует диагнозу аутизм»

На самом деле прямой взаимосвязи проблемного поведения с диагнозом РАС и каким-либо другим диагнозом нет. Есть дети с РАС, в репертуаре которых нет проблемного поведения и есть дети без диагноза РАС, имеющие устойчивые поведенческие проблемы. 


Важно помнить, что проблемное поведение – это, чаще всего, оперантное поведение, которое формируется во взаимодействии с окружающей средой. Таким образом, любое проблемное поведение всегда имеет историю подкрепления. 


Также крайне важна точность в определении проблемного поведения. Мы не работаем с такими общими определениями как: «Ребенок плохо себя ведет». 


Уточняя информацию о проблемном поведении у родителей, мы можем столкнуться с тем, что на фоне таких проблем как: крайне ограниченный пищевой репертуар ребенка, нарушение сна, убегание на улицу, залезание на подоконники, их запросом является коррекция поведения «махать руками». В этом случае важно проводить информирование родителей и совместно с ними верно расставить приоритеты

Чтобы определить, является ли поведение, которое вызывает 
беспокойство, тем самым проблемным поведением, с которого 
нужно начать работу, необходимо ответить на три вопроса: 


  • Представляет ли поведение опасность для ребенка, 
для окружающих людей и для помещения, в котором он находится?

    Если у ребенка выявлено опасное поведение, то дальнейшие 
поиски проблемного поведения для составления плана коррекции 
можно приостановить, так как приоритет должен быть установлен 
именно на поведении, несущем непосредственную или потенциальную 
угрозу для жизни и здоровья ребенка.

  • Затрудняет ли этот вид поведения обучение ребенка?
  • Затрудняет ли этот вид поведения 
включение ребенка в среду сверстников? 


Если на один из этих вопросов мы отвечаем да, то рассматриваемое 
поведение может быть включено в план коррекции

Одним из препятствий в четком и своевременном определении проблемного поведения и дальнейшей работе с ним является путаница в терминах и понятиях. Важно различать: диагнозы, дефициты навыков и проблемное поведение. Рассмотрим следующие примеры: 


Диагноз: СДВГ, аутизм, ЗПР, алалия, ОНР, булимия и т.д.


Дефицит навыков: отсутствие понимания речи, проблемы переходов из помещения в помещение, отсутствие толерантности к отказу и к изменениям в расписании или маршруте, не умение ждать. 


Проблемное поведение: крики, убегание, раздевание в общественных местах, агрессия, самоагрессия. 

Миф №2. «Коррекция проблемного поведения дает незамедлительный результат»

План поведенческой коррекции предполагает комплексный подход, направленный с одной стороны на формирование базовых навыков, которые делают нежелательное поведение ненужным, с другой стороны – на и снижение частоты, длительности или интенсивности нежелательного поведения.


Кроме этого, продуктивный план коррекции предполагает установление функции проблемного поведения и выявление эффективных мотивационных стимулов для формирования альтернативных форм поведения. Далее, для достижения устойчивого результата, отдельное время необходимо затратить на обобщение навыка. Таким образом, создание и реализация плана коррекции проблемного поведения практически всегда достаточно длительный процесс. 

Миф №3. «Когда ребенок заговорит, он станет вести себя лучше»

Нет прямой взаимосвязи между появлением речи у ребенка и уменьшением у него проблемного  поведения. Безусловно, функциональная коммуникация позволяет ребенку договариваться с окружающими и осваивать правила поведения.


Но достаточно часто бывает, что у детей с аутизмом первые проявления активной речи  представляют собой эхо-продукцию без связи с пониманием сказанного и какой-либо смысловой нагрузки. Необходимо большое количество времени на систематическую работу по приведению речевой продукции в функциональное русло.

Миф №4. «Пока ребенок маленький, проводить коррекцию проблемного поведения рано»

Необходимо начать коррекцию проблемного поведения так рано как это возможно. Нельзя недооценивать то количество времени, которое может занять вмешательство. К сожалению, часто бывает, что ребенок растет быстрее, чем мы успеваем формировать у него адаптивные формы поведения.


С каждым месяцем и годом нежелательное поведение без коррекции все больше закрепляется и становится более частотным, длительным или интенсивным. Ребенок может находить в своем поведении дополнительные выгоды, функция поведения становится смешанной. Соответственно, коррекция поведения, имеющего длительную историю подкрепления, будет занимать намного больше времени и сил. 


Проблемное поведение мешает ребенку быть частью группы детского сада, затем школьного класса и далее этот опыт уже не восполнить, даже если поведение удалось скорректировать в более позднем возрасте.

Расписание

Неделя

  • Блок «Перед началом курса»
  • Блок «Организационные вопросы»
  • Блок 1 — Введение в ПАП (7 уроков)
  • Блок 2 — Поведение, окружающая среда, отбор по последствиям (6 уроков)

Отдельное расписание внутри

  • Консультации (8 онлайн встреч)

Неделя

  • Блок 2 — Поведение, окружающая среда, отбор по последствиям (+7 уроков, итого 13 уроков)
  • Блок 3 — Продвинутые аспекты основных законов поведения (8 уроков)

Неделя

  • Блок 4 — Практическое применение оперантного обусловления (6 уроков)
  • Блок 5 — Измерения (9 уроков)

Неделя

  • Блок 6 — Методики обучения (9 уроков)
  • Блок 7 — Коррекция нежелательного поведения (5 уроков)

Неделя

  • Промежуточное тестирование
  • Итоговое тестирование

Отдельное расписание внутри

  • Закрытие доступа